О дольщиках и застройщиках

О дольщиках и застройщиках
8 Ноября 2016
Какие варианты по решению проблемы обманутых дольщиков Саратовгесстроя предлагает администрация БМР? Об этом нашей газете рассказал Владимир Попеко, заместитель главы администрации БМР по строительству и развитию ЖКХ.

– В результате банкротства Саратовгесстроя, предприятия-застройщика, пострадали интересы порядка 386 человек. Речь идет о трех домах: № 5, № 12, № 3. Первый из них практически достроен, его готовность составляет 90%, в доме уже была начата внутренняя отделка. В двух других строительство остановилось на стадии котлована. В доме № 12 дольщиками в основном являются юридические лица, лишь два физических. Там не такая большая цена вопроса, думаю, что юридическим лицам будет проще решить, как завершить строительство. Самый сложный дом № 3, где имеется лишь котлован под тремя свайными секциями, рассчитанными на 186 квартир. Хотя на самом деле дольщиков гораздо больше, чем на три блок-секции, их 230, – ввел в курс дела Владимир Михайлович. – Люди не могут получить страховку, так как страховая компания тоже обанкротилась.

– Все страховые компании входят в гильдию страховщиков...

– Мы этой проблемой занимаемся более полутора лет. Если бы какое-то решение было на поверхности, мы бы за него обязательно ухватились. Допустим, эта гильдия просто раздала бы дольщикам деньги, люди пошли бы и купили новые квартиры. Но со стороны страховщиков ничего нет и неизвестно когда будет.

– Что же предлагает администрация?

– Мы предлагаем действовать в рамках закона о банкротстве, в частности параграфа № 7. В соответствии с законодательством, для решения вопроса о достройке дома необходимо привлечь инвестора-застройщика. На уровне областного министерства строительства инвестору предоставляются определенные льготы в виде земельного участка под застройку – может в Балакове, может в Саратове. Инвестор в свою очередь обязуется достроить дом для обманутых дольщиков. Поиск инвестора – это аукционная процедура, куда будут допускаться те участники, которые будут отвечать определенным критериям.

Как это видится? Вот есть у нас земельный участок в 3В микрорайоне, на месте бывших «клопятников». Если сейчас его с аукциона продавать, то больших денег не выручишь, сегодня покупательская способность невысока. Однако в виде компенсации инвестору-застройщику этот участок можно использовать. Но есть еще одна проблема: чтобы построить для обманутых дольщиков жилые помещения, необходимо порядка 400 млн руб., и когда мы говорим о компенсации, то конечно же становится ясно, что участок этот всех расходов застройщика не покроет. Поэтому администрация БМР параллельно прорабатывает варианты оказания помощи в завершении строительства.

– Чем вы можете помочь?

– Подведением коммуникаций. Как известно, они имеют большую финансовую составляющую в проекте. Мы восстановили дюкер, теперь у нас проблемы по воде нет. Дальше – теплоснабжение. По первоначальному проекту здесь предполагалось построить теплотрассу. Проект теплотрассы сейчас проходит экспертизу. Думаю, что в 2017 году мы ее построим по программе ПАО «Т-Плюс». С подведением электрических сетей у нас уже наработан положительный опыт с Облкоммунэнерго. Есть возможность сработать так же, как мы сработали по подведению электричества в 21 микрорайон. Поэтому мы гарантируем, что к дому будет подведено тепло, водоснабжение и электричество.

Еще один немаловажный момент: у нас в Балакове работает свой завод крупнопанельного домостроения, и в этом есть заслуга местной власти. Восстановить его работоспособность стоило немалых усилий. Сегодня завод выпускает всю линейку железобетонных конструкций, качество продукции подтверждено лабораторными испытаниями. Если мы говорим о доме № 3, то он запроектирован в панельном исполнении. Если бы не был реанимирован завод КПД, то пришлось бы переделывать всю проектно-сметную документацию под другие стройматериалы. Или возить панельные коробки из Энгельса или Саратова, что привело бы к удорожанию строительства. То есть мы, администрация, сделали несколько шагов навстречу.

– А дольщикам какие шаги рекомендуется сделать?

– По закону застройщик не может работать с физическими лицами, поэтому дольщикам надо создать жилищно-строительный кооператив. Для того чтобы достроить дом, заключается трехстороннее соглашение между застройщиком-инвестором, ЖСК и областным министерством строительства. В законе четко сказано: приходит застройщик-инвестор, заключает договор с правительством, где прописываются все условия.

– Сейчас имущество, принадлежащее в том числе и дольщикам, находится в общей конкурсной массе обанкротившегося Саратовгесстроя. Как оно будет изыматься?

– Дольщики должны будут выкупить каждый свою часть. Имущество реализуется конкурсным управляющим на открытом аукционе, ему есть определенная рыночная оценка. Котлован дома, к примеру, оценили в два с небольшим миллиона рублей. По закону конкурсный управляющий должен реализовать его за сумму до 10% от стоимости. То есть дольщикам надо где-то 200 тыс. рублей, чтобы выкупить котлован. Таков закон. Бесплатно передать имущество дольщикам управляющий не может, потому что надо выплатить зарплату строителям, заплатить налоги. Сейчас принято политическое решение, что эти три дома в общую конкурсную массу не уходят, не продаются, они будут предоставляться самим дольщикам. Но для этого надо создать ЖСК. Такой вариант завершения строительства – создание кооператива, привлечение инвестора, выделение ему компенсационных земельных участков – уже обкатан в Саратове.

– Инвестор уже известен?

– Рассматривается несколько участников. Это кропотливая работа и главы БМР, и минстроя, и губернатора. Мы ищем сильных инвесторов.

– А где гарантии, что и этот застройщик не обанкротится?

– Сейчас требования к долевому строительству ужесточаются. И потом, когда приходит застройщик-инвестор, он же проверяется вдоль и поперек. Тот кто не потянет такое строительство, у кого нет достаточного материального ресурса – он просто не пройдет конкурс по выбору инвестора.

Е. КАРАВАНОВА
Источник:  Упрямые факты №44 (512) 08.11.2016
Короткая ссылка на новость: https://www.upfa.ru/~P2w2i