Плохая им досталась доля

Плохая им досталась доля
29 Марта 2016
На собрание дольщиков ЗАО «Саратовгесстрой» вместо обещанного министра строительства и ЖКХ Саратовской области Дмитрия Тепина прибыл его заместитель Виталий Шепелев, с которым приехала и замначальника отдела министерства строительства и ЖКХ Мария Шабаева. Из местных в президиуме находились: конкурсный управляющий Алексей Варыгин, замглавы администрации БМР по строительству и развитию ЖКХ Владимир Попеко, зампрокурора г. Балаково Семен Изместьев и помощник прокурора Ярослав Щербаков. Жители на собрание пришли с плакатами, требующими вернуть деньги.

Сами виноваты?

Конкурсный управляющий А. Варыгин, которому В. Шепелев доверил начать объяснение первым, словно тянул время, рассуждая ни о чем. Он периодически давал понять пришедшим, что каждый из дольщиков хоть в чем-то, но виноват: «По инициативе определенной группы людей, которые находятся среди вас, у страховой компании сначала приостановили лицензию, а теперь решается вопрос о ее отзыве и введении процедуры банкротства».

Люди из зала прервали его выкриком: «В интернете появилась информация, что с 10 марта лицензия у страховщика отозвана». Но Варыгин тут же перевел стрелки в выгодную ему сторону: «Там может быть написано все, что угодно. Я оперирую фактами и документами». Не переубедили управляющего и слова граждан, что в интернете есть ссылка на соответствующее решение Центробанка, который действовал на основании приказа.

Людей интересовала судьба недостроя, а вместо этого прозвучало обвинение в том, что они продолжали нести деньги даже тогда, когда Саратовгесстрой срывал сроки строительства и была введена процедура наблюдения. «Так это ВАМ было известно... а нам почему никто не сообщил? Куда смотрела прокуратура?» – послышалось из разных уголков зала.

А денежки врозь

Замминистра приходилось осаживать Варыгина, который с дольщиками, смотревшими на него и с отчаянием и надеждой, разговаривал очень фривольно, допуская порой некорректные реплики.

– Вы можете говорить каждый свое, только не факт, что мы вас здесь услышим, – заявил он.

– Алексей Анатольевич, мы всех будем дослушивать, – поправил его В. Шепелев.

Тем не менее долгое время людям не давали высказаться. Но все равно пришедшие пользовались любой возможностью спросить о наболевшем. К сожалению, многие вопросы так и оставались без ответа. В их числе – складывает ли Варыгин с себя полномочия 26 марта, как ходят слухи, и написал ли он заявление об уходе? А вот правозащитница Наталья Караман не осталась обделенной вниманием. К ней с трибуны обратился «за советом» Варыгин: «Люди говорят, что вы им сильно помогли. Я бы хотел перенять способы и методы работы».

Из зала посыпались вопросы, которые в микрофон повторял конкурсный управляющий: «Мне заплатили деньги? Премию мне судья выписала 821 тысячу рублей? Посмотрите закон «О банкротстве». Там написано: это не премия, а вознаграждение. Хочу вас успокоить, я эти деньги не получил, ни одной копейки, чтоб вы не переживали».

Люди в зале активно начали обсуждать сказанное. Алексей Анатольевич продолжал: «Деньги, которые мне положено получить, я, конечно, получу. Но если вы будете себя так вести, вы никогда не получите то, что хотите!»

Здесь замешана мистика?

В качестве официальной информации прозвучало следующее: «В Саратовгесстрое проведена инвентаризация, оценка легкового, грузового транспорта, спецтехники и кранового участка, но не в полном объеме. Состоялись торги, часть имущества была реализована. Ждем поступления денежных средств. Сформирована задолженность перед работниками, которых порядка пятисот человек. Через суд мы ее уточняем, потому что за время процедуры у нас украли сервер, куда-то исчезла первичная документация, исчезли денежные средства – 602 ваших миллиона». При этом А. Варыгин обвинил в пропаже какие-то мистические силы, но четко дал понять, что имена их ему известны: «Не могу сказать, что темные, мы знаем эти силы, они светлые, и некоторые даже здесь присутствуют».

Были моменты, когда конкурсный управляющий менял факты: пятый дом оказывался достроен то на 60, то на 80%. Иногда и вовсе противоречил сам себе, внезапно «найдя», куда же все-таки делись деньги: «Что касается поступления денежных средств, частично они направлялись на завершение строительства домов, которые сдавали в 2014 году. Рассчитывали, что за счет поступления денег двенадцатого дома смогут закончить пятый дом и начать строительство третьего и дальше по проекту: 7 и 10 домов. Эта пирамида рухнула. Условно, 602 миллиона были потрачены на то, чтобы завершить строительство, которое начал Саратовгесстрой. А в середине встречи уже предлагал: «Сначала мы решаем судьбу 3-го дома, потом 5-го и всех остальных. В случае удачной реализации участка, на котором могут быть построены 7 и 10 дома и достроен 12-й дом, возможно получить денежные средства, на которые будет достраиваться 3-й дом».

Объект внимания: пятый и третий дома

После настойчивой просьбы из зала, мол давайте по тексту, А. Варыгин выдал информацию по пятому дому, в который, по его словам, вложено 450 млн руб.: «Передать его участникам долевого строительства – дело чести. Как это сделать, я пока не знаю. На достройку дома нужно 48 млн и в совокупности 6 месяцев: по строительным работам осталось 20 дней, отделочным – 88 дней, электромонтажным – 42 дня, сантехническим – 24 дня. Администрация не может дать эти деньги». Хотя сегодня ни для кого не секрет, что местная администрация за коммуникации в домах 3 «Г» микрорайона должна Саратовгесстрою более 100 млн руб.

Прозвучал вопрос по поводу того, что не обеспечивается сохранность имущества по пятому дому. У Алексея Анатольевича и тут нашлось объяснение: «Приходилось принимать не совсем адекватные решения, хитрить. Мы попросили СК «Система», чтобы они обеспечивали сохранность как своего оборудования, так и нашего дома. Данные мероприятия исполнялись до февраля: освоив денежные средства, они больше у нас не появляются. Поэтому мы вынуждены заключать частные договора со сторожами. Если у вас есть возможность оказать помощь и содействие, окажите. И я на это рассчитываю, потому что люди, которые заплатили денежные средства, должны быть в этом заинтересованы».

А по судьбе третьего дома управляющий как отрезал: «Вы ее сами решите», что породило бурное возмущение.

Так где же все-таки деньги?

На очередной выкрик: «Нашли ли, куда делись 602 миллиона рублей?» – Варыгин ответил по-новому: «Я далек от мысли, что там было 602 миллиона. У меня есть большие сомнения по этому поводу. Единственное, что я не могу это доказать, так как у меня отсутствуют документы по сумме требований, которая рассмотрена и установлена арбитражным судом».

В разговор вмешался зампрокурора Семен Изместьев: «Есть подозрение, что ряд квартир переходил в собственность третьих лиц, но деньги не вносились. То есть договора заключались фиктивно. Руководство Саратовгесстроя с этим соглашалось в силу своих интересов. Это расследуется в рамках уголовного дела по мошенничеству, которое возбуждено в июле. В настоящее время проходит проверка по каждому факту внесения дольщиками денежных средств».

В зале периодически намечались протестные настроения. Люди, не получая вразумительных ответов, хотели услышать что-то конкретное: «Какое вы видите решение нашей проблемы по каждому из домов? И почему уже почти год проходят какие-то мероприятия, но ни рубля никто не нашел? Мы хотим вернуть свои деньги!»

Байки про инвесторов

Поняв, что народ так просто не унять, с трибуны вновь прозвучали обнадеживающие слова, мол ищем инвесторов. Но присутствующие не верили и в доказательство привели слова первого замглавы администрации БМР Дмитрия Поперечнева о том, что инвесторам неинтересен этот участок и потому их не будет.

Людей «успокаивали» тем, что в Саратове на один из недостроенных домов инвестор нашелся через 20 (!) лет. Конечно, такая перспектива никого из обманутых дольщиков не обрадовала, поэтому они поинтересовались, какими же методами привлекают инвесторов и где их возьмут. «Эту информацию мы вам не дадим», – ответил замминистра.

Сытый голодного не разумеет

Виталий Шепелев призвал людей создавать ЖСК: «Существует два пути решения ситуации: создание ЖСК или выход на денежные требования (т. е. получить от застройщика вложенные средства. – Д. М.). Второй вариант на данный момент нами не рассматривается, потому что вам невыгодно». Дольщики стали возмущаться, почему сидящие в президиуме решают за всех, что им выгодно, а что нет. Тогда им предложили самим скидываться и достраивать свое жильё. Все пребывали буквально в шоке от таких речей: «Вы что, издеваетесь?» – не выдерживали они.

Так и прошло собрание: снова очередные отговорки, запутывание и жонглирование цифрами, умными словами и обещаниями.

Известно, что за время тяжбы здоровье у многих людей изрядно пошатнулось: молодые сидят на успокоительных лекарствах, некоторые пожилые слегли от нервного перенапряжения, а трое дольщиков скончались.

Д. МОРИНА
Источник:  Упрямые факты №12 (480) 29.03.2016
Короткая ссылка на новость: http://www.upfa.ru/~M1ydE