Привет речному флоту, которого у нас в Балакове нет![]()
– В первое воскресенье июля в России празднуют День речника, или День работников морского и речного флота. В Балакове речников очень много, давайте их поздравим, – предложил Борис Валентинович Гречухин. Его телефонный звонок всколыхнул даже мои воспоминания: 30 лет назад различные суда сновали вдоль Балакова по каналу туда-сюда через каждые 5-10 минут. А потом отдыхающие на берегах балаковцы с восторгом качались на волнах, которые те создавали. Нынче вода у берегов Волги и судоходного канала почти на всём протяжении заросла густыми водорослями, суда ходят в час по чайной ложке…
ДВА КАПИТАНА На встречу пришли два капитана, один из них – Анатолий Павлович Ермоленко. Он всю свою трудовую деятельность провёл на воде и лишь два года как списался на берег. Борис Валентинович половину своей жизни отдал речному флоту на воде, другую половину на суше, в качестве директора профессионального училища № 6, известного в Балакове как речное. Судьба свела их в 1974 году на теплоходе «Полтава». Анатолий Павлович первый год пошёл капитаном, Борис Валентинович – первый год старпомом. Оба учились в г. Горьком, в речном училище им. Ивана Кулибина и институте инженеров водного транспорта. – Эти учебные заведения имели единую базу и славились очень хорошей профессиональной подготовкой, – вспоминает Анатолий Павлович. – В судомеханической лаборатории стояли самые настоящие действующие главные судовые двигатели, и курсанты и студенты могли производить их регулировку, снимать параметры, представляете? Нет, не представляю, как можно двигатель весом в 18 тонн засунуть в учебный корпус. Зато очень хорошо представляю, как разъезжались в те годы студенты туда, где они были очень нужны. Вот так Ермоленко и Гречухин оказались в Балакове, по распределению. ЕСТЬ РЕЧНИКИ И ДИНАСТИИ ЕСТЬ! Разумеется, воспоминания о минувшем времени для них очень болезненны. Собственно, как и всё, что касается речного флота в балаковском его понимании. – Совершенно случайно я недавно нашёл в одном учебнике фотографию пассажирского парохода, построенного в 1940 году на Балаковском судоремонтном заводе, – рассказывает Борис Валентинович. – Красивое судно, оно долго работало. Вообще, вся судостроительная база в Балакове была заложена в предвоенные годы. А в годы военного лихолетья речники, как и все остальные, трудились для победы. В послевоенные годы Балаковский судоремзавод был одним из самых крупных на реке Волге и, можно сказать, во всём Волжско-Камском бассейне. В начале 80-х в Балакове насчитывалось 65 судов плюс портовый флот: вспомогательная, спасательная флотилия. К концу 80-х было около 80 единиц транзитного грузового флота грузоподъёмностью от 2 до 5 тысяч тонн. Кстати, сын Анатолия Павловича сейчас строит керченский мост. Он работает на сухогрузном теплоходе «Нева-Лидер 7» грузоподъёмностью 7 тысяч тонн. Получается, у семьи Ермоленко уже своя речная династия? И не только у нее. У нас их много. Например, семья Кашириных. Со старшим, Григорием Яковлевичем, Борис Валентинович работал на «Волго-Доне-22». Его сын Володя закончил наше речное училище. Работал механиком, стал капитаном. У него два парня. Тоже через наше речное училище и академию прошли, и сегодня Володя и Александр не расстаются: один капитан, второй у него помощник, работают на одном корабле. Вспомнили династию Смирновых: Михаил Александрович стал капитаном, а теперь один его сын капитан, второй сын механик, и тоже оба трудятся на корабле «Волго-Дон». Один из выпускников нашего речного училища, Андрей Павлов ушёл практикантом на «Волго-Дон-173» и работал там до тех пор, пока не принял теплоход как капитан. И сейчас работает. Его сын тоже закончил нашу «речку» и академию. РАЗРУШАТЬ МНОГО УМА НЕ НАДО В 1993 году вся выстроенная десятилетиями судоходная система в Балакове, как и во всей стране, начала рушиться. Ермоленко и Гречухину повезло: им предложили пройти переподготовку для работы на судах «река-море». А молодым ребятам, которых тогда готовили на судоводителей, повезло меньше: им нужно было хорошо знать английский язык. Ребята ходили в наушниках постоянно, зубрили, учили язык. Сейчас на Волге, в частности в Саратовской области, работающих судов очень мало. Пассажирских судов в Балакове вовсе нет и пристани нет. Ни скоростного флота, ни междугороднего, ни внутригородского речного транспорта. И причин развала речного флота, по мнению капитанов, несколько. Когда-то на Волге было Бассейновое управление, в его ведении земснаряды, флот, обеспечивающий работу. По всей реке гидротехнические партии работали, они отслеживали везде глубины. Ведь суда ходили с осадкой под 4 метра! А сейчас пассажирское судно, с осадкой 2,5 метра, пройти не может. Управление ликвидировали, никто ничего не контролирует. Канал-то чистить надо: вода работает, наносит ил. Ещё загубить речной флот помогло объединение. Было министерство речного флота, потом стало министерство речного и морского флота, а это разный флот и работа разная, но речники и моряки сумели договориться. Однако затем объединили в единое министерство транспорта всех – пароходы, паровозы и самолёты. Причем министрами транспорта были только железнодорожники. Мало того что они ничего в речном транспорте не понимают. Они были экономическими конкурентами речников, которые как могли старались привлечь людей, заказы, грузы. Вот простой пример: Анатолий Павлович работал на судне-рефрижераторе. Ходил с Астрахани до Москвы. Когда открывали грузовые трюмы (холодильники), там помидоры были один к одному! Без тряски же. Поезд-то как идёт? На стрелках как его кидает? А теплоход идёт ровно. За овощами приезжали получатели – они балдели от этих помидоров. А «Метеоры» помните? Цена билета не выше автобусного – такая политика у речников была. Первое, что сделали в минтранспорте, – угробили водный внутренний транспорт, чтобы грузоперевозки сократились. И генеральные грузы – каменный уголь, соль – они перетащили к железнодорожникам, а речникам остались остатки с барского стола. И министры-железнодорожники всё целенаправленно усложняли. Старые корабли, видишь ли, надо реконструировать. А на реконструкцию затраты даже чуть больше, чем на постройку нового судна. Борис Гречухин как-то ездил на приём к министру области. Гулял по коридору минтранспорта, видит: висит диаграмма роста развития транспортной системы области. Угадайте, какого вида транспорта на диаграмме не было? Речного. Как будто нет его вообще. ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У РЕЧНОГО ФЛОТА – У нас сейчас получили развитие маломерные суда, катера, яхты. Под парусами даже обычные люди теперь ходят, – более оптимистично заявил Борис Валентинович, но горечи потерь скрыть уже не мог. – За 35 лет количество судов речной флотилии сократилось в 2 раза. И возраст судов увеличился в 2 раза, – добавил «перчинки» Анатолий Павлович. И тут же попытался разбавить пессимистический коктейль: в 2011 году судостроителям дали больше свободы, т. е. если судно строится в России, из российских материалов, и будет работать под российским флагом, то судостроители получают скидки по налогам на землю, по пенсионным и страховым отчислениям, скидки по кредитам. За 8 последних лет в стране построено порядка 317 новых судов. В основном это суда типа «река-море», в которых много иностранной начинки. Судостроителей освободили от пошлины на закупаемое оборудование, если пароходство сдаёт пароход на металлолом в России. Средства уходят в счёт оплаты нового судна. Прям программа «речной утилизации». Сухогруз «Единый», который помпезно спустили на воду в Балакове, ещё нескоро уйдёт в рейс. Идёт его достройка, дооснащение. И как раньше, всё решают кадры. А на СРЗ судостроители работают приезжие, хотя в Балакове были и есть специалисты высочайшего класса. Раньше директора судоремзавода – Николай Царёв, Геннадий Манжосов, Вениамин Горынцев – за свои кадры переживали. Во времена их руководства в судокорпусном цехе 80% работников составляли выпускники 6-го речного училища. – Когда я ушёл работать в училище, – говорит о своём вкладе «с берега» Борис Валентинович, – от флота я ушёл недалеко. Думал, ненадолго. Поработаю – вернусь на флот. А вернулся через четверть века. Работал на пассажирском корабле М-118 (от ЗЗД). Мы катали людей на Пустынный, на Карачары. 5 лет я был на нём капитаном. Сейчас этот теплоход продан, и хорошо, что не со мной вместе. РЕЧНИКАМ ОТ ВСЕЙ ДУШИ – В преддверии праздника хотим поздравить всех ветеранов и действующих работников водного транспорта г. Балаково, начиная с базового предприятия - судоремонтного завода, работников порта, района гидросооружений, шлюзов, работников профессионального речного училища № 6. Все они трудились на благо речного флота в едином строю. Желаем им здоровья, успехов на новом поприще, терпения и хорошего настроения, а главное, чтобы такие даты не становились совсем забытыми! С праздником! – эти слова капитаны просили обязательно опубликовать в газете, выходящей в городе, окружённом водой, но не имеющем собственного речного транспорта. Источник:
Упрямые факты №25 (493) 28.06.2016
Короткая ссылка на новость: https://www.upfa.ru/~kCyM6
|
Ежедневные новости
|