Не обманешь – не продашь?

7 Июня 2016
Возвращаюсь я на днях с работы, а на дверях подъезда красуется объявление. Дескать, доводим до сведения тех жильцов, кто не присутствовал на общем собрании: в вашем доме в срок до конца месяца в обязательном порядке решено установить всякие разные приборы учета. Поэтому спешите записываться в очередь на выполнение работ и выкладывать денежки. И телефон указан.

Все бы ничего, но вот уже три года как я являюсь старшей по дому и берет удивление: как так, собрание жильцов прошло, а мне ничего про него не известно. Да не только мне, соседи тоже с вопросами подходят – кто такое решение принял? Давай отвечай, старшая! Звоню в управляющую компанию, там знать ничего не знают. Звоню по указанному телефону – оказалось, коммерческая фирма и предприимчивые дельцы таким ловким способом навязывают свои услуги населению. «Имейте в виду, что счетчики вам все равно установить придется, так что лучше сделайте это у нас», – заявила девушка на другом конце провода, полностью игнорировав мой вопрос: «Почему вы вводите людей в заблуждение, ведь никакого общего собрания жильцов не было?»

Невольно подумалось, насколько же измельчали моральные принципы в сфере предпринимательства. Наглее стали, бессовестнее. Мол, давайте обманем, продадим, любой ценой навяжем услугу, а там хоть трава не расти. Часто приходится слышать, что бизнесу, дабы выжить, необходимо искать нестандартные ходы, свежие решения. Но где та грань, за которой креативность перерождается в обыкновенный цинизм по отношению к людям? И насколько этически оправданы такие манипуляции?

Приведу еще два примера. В марте этого года опять же в нашем доме появилось объявление. Дословно не вспомню, что-то типа: «В связи с аварийным состоянием сточной канализии в вашем доме, срочно проводится чистка сточных труб. Работы проводятся индивидуально в каждой квартире, без демонтажа водоканализационной системы, путем залива специального раствора». И опять указан только телефон, по которому надо записываться в очередь. Никаких других опознавательных знаков.

Мы тогда всем советом МКД подхватились и побежали к главному инженеру своей УК. «Как же так, – наехали на него рассерженно, – в доме аварийная ситуация, а вы нам ничего не сообщаете». Тот в свою очередь очень удивился. «Все нормально у вас, ведь недавно ремонт в подвале сделали. Сами посмотрите – везде сухо, протечек нет, сточный колодец работает», – охладил он наш напор. А узнав, из-за чего сыр-бор, посоветовал не очень-то доверять таким «левым» объявлениям. «Общие стояки, в случае засора, наши слесаря пробивают бесплатно. А если в квартире слив не работает, то все равно лучше обращаться в свою УК или к хорошо знакомому сантехнику. Во-первых, обойдется дешевле, во-вторых, будете знать, с кого спросить в случае чего». А по поводу прочистки труб спецраствором сообщил, основываясь на своем двадцатилетнем опыте коммунальщика, что подобную процедуру выполняют, используя жидкий каустик (едкий натр). Цена ему копейки, но работать с ним должен только специалист, и очень осторожно. Иначе результат будет самый непредсказуемый. И опять посоветовал не связываться с неизвестными гастролерами.

В тот раз нам удалось объяснить большинству жильцов, что вышеуказанное объявление означает всего-навсего хитроумный рекламный ход. Но несколько человек все-таки повелись на уловку и в результате раскошелились на кругленькую сумму.

И третий пример, немного грустный, касается моей очень пожилой мамы. В один прекрасный день (тоже, кстати, этой весной) в ее дверь позвонил добрый молодец и сообщил, что принято решение-постановление – во всех квартирах в обязательном порядке сделать отдельный кран для питьевой воды. Чтобы люди берегли здоровье и пили только очищенную воду. Вы заметили – опять прозвучали волшебные слова «решение» и «обязательно». «Вам, как пенсионерке, полагается скидка, – заверил он, как я думаю, на голубом глазу и назвался то ли соцработником, то ли представителем УК. Мама, решив нас не беспокоить (все равно ведь всем поголовно менять будут!) отдала ему 8 тыс. рублей – скидка же! Взамен получила копеечный фильтр и филькину грамоту в виде договора с фирмой, где были указаны несуществующие номера телефонов и липовые реквизиты.

Что тут скажешь? Все мы, кто постарше, когда-то в институтах изучали политэкономию. Сейчас не в моде вспоминать классиков тех лет, но я позволю себе процитировать Карла Маркса, который утверждал, что нет такого преступления, на которое бы не пошел капиталист ради 300 процентов прибыли. Как видим, в отношении некоторых наших коммерсантов учение автора «Капитала» по-прежнему верно.

Хотелось бы еще задать вопрос администрации, депутатам, полиции: почему в нашем городе в последнее время под видом предпринимателей активизировались настоящие мошенники? Хотелось бы, но не задам, потому что заранее знаю ответ, он неоднократно звучал в публичных выступлениях: «Вас же никто под пистолетом не заставляет им отдавать деньги, заключать договор. Сами виноваты, включайте голову!» При таком подходе, конечно, глупо надеяться, что кто-то из них в нашем городе всерьез озаботится даже мыслью по предупреждению возникновения подобных ситуаций или грудью встанет на защиту интересов простого жителя. А ведь для этого, собственно говоря, и нужны местные органы власти.

Е. КАРАВАНОВА
Источник:  Упрямые факты №22 (490) 07.06.2016
Короткая ссылка на новость: https://www.upfa.ru/~UKamn