«Жестокий урок» от театра юного зрителя

«Жестокий урок»   от театра юного зрителя
8 Марта 2016
Как известно, любой театр начинается с вешалки. Балаковский ТЮЗ, думаю, в этом плане не исключение. Новоиспечённый театр юного зрителя пока безымянный. Это обычное место, где для детей показывают сказки, а для взрослых короткие спектакли.

Иногда они не очень интересные и не в тему, как, например, новогодняя постановка «Волшебная лампа Аладдина». В то время у нас как раз испортились отношения с Турцией, сбившей военный российский самолёт, и с Египтом, где террористы взорвали пассажирский авиалайнер, в результате чего погибло много людей. ТЮЗ почему-то забыл, что и среди русских народных сказаний есть немало умных, интересных и занимательных произведений. Как-то непатриотично такая деятельность выглядит, да ещё Дед Мороз возле ёлки был с чёрной бородой. К тому же новогодней «Волшебную лампу Аладдина» даже с большой натяжкой назвать нельзя. Скорее это обыкновенная репертуарная постановка, рассчитанная на все случаи жизни. И показывать её можно в любое время года, даже летом в 30-градусную жару, например, в детских оздоровительных лагерях.

Впрочем, вернемся к “вешалке”. Во время ещё одной премьеры ТЮЗа, случившейся в конце февраля, я отметила, насколько быстро и без всяких очередей получилось сдать, а потом после спектакля так же легко забрать свою одежду. Это к тому, что зрителей на новый тюзовский спектакль «Жестокий урок» по пьесе современного драматурга Валентина Красногорова набралось чуть больше половины зала, поэтому и не было очередей возле гардероба. Обидно, но факт.

На мой взгляд, местная власть в трех лицах, а точнее, глава администрации Иван Чепрасов, его зам по соцполитике Людмила Савочкина и её подчинённый Вячеслав Дерябин, возглавляющий отдел культуры, допустила непростительную политическую ошибку, закрыв БДТ и тем самым наплевав на общественное мнение. Им не хватило мудрости и дальновидности оставить в городе и давно существующий драмтеатр, и народившийся ТЮЗ. Вместе бы эти два культурных учреждения смотрелись замечательно, дополняя друг друга. Нельзя просто так перечеркнуть почти 20-летнюю жизнь БДТ. Драмтеатр для нашего провинциального городка в свое время стал роскошным подарком, и сваливать его на свалку истории неумно и не по-хозяйски.

Такое безответственное поведение нынешних руководителей города ещё одно доказательство того, что они случайные и временные люди, вдруг оказавшиеся у руля власти. Страшно далеки они от народа и достижений балаковской культуры. В наш театр каждый из них и раньше-то никогда не ходил, и теперь они вряд ли захотят сюда прийти на постановки ТЮЗа. Такие культпоходы им чужды и неинтересны, поэтому они и не понимают до сих пор, что наделали, ликвидировав в Балакове, где 200 тысяч населения, драмтеатр. Единственным утешением может служить тот факт, что эти горе-начальники не вечно будут восседать в красивых апартаментах здания администрации. Г-жа Савочкина без пяти минут пенсионерка, а Чепрасов им стал в прошлом году.

На протяжении десяти лет у режиссёра БДТ Леонида Алексеева были разноплановые, зрелищные и полноценные спектакли с интересными декорациями и роскошными костюмами. И на всех премьерах всегда был аншлаг. Куда теперь всё это делось?!

Новая же премьера ТЮЗа, рассчитанная совсем не на юного, а взрослого зрителя, короткая, занимает по времени один час. Режиссёром постановки является отнюдь не Максим Потапов, быстро занявший место Леонида Алексеева. Он в ТЮЗе значится художественным руководителем, а «Жестокий урок» поставила режиссёр Рушана Зайнуллина. Основная мысль представленной артистами психологической драмы жизненна и актуальна, но сначала на сцене всё выглядело до невозможности мрачно, хотя потом стало веселее и не так страшно. Было видно, что декорации для постановки собраны из подходящего реквизита плюс несколько плакатов с изображением внутренних человеческих органов. Они-то и говорят о том, что действие происходит в лаборатории, где проводится эксперимент – о ужас! – над живыми людьми. Как таковых особых костюмов здесь не наблюдается, разве что белый медицинский халат. Почти все действующие лица в джинсах, кедах и рубашках.

В спектакле четыре главных героя. Профессора Кольцова играет немолодой и малознакомый артист Павел Егоров. На сцене он держится уверенно. Правда, в спектакле есть один момент, когда профессор хлопает несколько раз в ладоши, видимо пытаясь вызвать и у зрителя ответную реакцию в виде аплодисментов, но оцепеневший от ужаса или, может, просто заснувший от скуки зал дружно молчит. Ещё один актёр, Максим Гуренко, изображает студента-жениха, участвующего в жестоком эксперименте. Его игра тоже близка к профессиональной, но внешние данные исполнителя далеки, мягко говоря, от образа героя-любовника. Возможно, по этой причине симпатии и тем более любви у зрителя и он не вызывает.

Роль жертвы эксперимента досталась возрастной актрисе Алле Ткач. В спектакле она играет актрису. Время от времени Алла начинает вопить, сначала тихо, а потом всё громче и громче, наводя страх на зрителей, но порой она так увлекается этим занятием, что становится смешно, хотя в это время героиня умирает от пыток. Тут бы зрителям её пожалеть, поддержать аплодисментами, но в зале опять стоит гробовая тишина.

К счастью, не всё так плохо в сюжете пьесы, основанной, кстати, на реальных событиях. И не те люди, что придумали чудовищный эксперимент, в итоге плохие. Наоборот, те кто считали себя благородными, честными и порядочными, оказываются отвратительными и жестокими. Среди них Алиса, которая сначала выглядела принципиальной, но по доброй воле тоже становится мучительницей. С этой полной драматизма ролью довольно-таки неплохо справилась известная актриса бывшего драмтеатра Анастасия Царёва, каким-то чудом сумевшая вписаться и в репертуар ТЮЗа.

Л. ТУПИКОВА
Источник:  Упрямые факты №9 (477) 08.03.2016
Короткая ссылка на новость: https://www.upfa.ru/~cHviC