Здравствуй, школа! Как спланировать жизнь ребёнка

6 Сентября 2016
Сколько часов в день ребёнок может читать, писать, решать, чтобы у него ещё остались силы на игры и прогулки? Давайте разумно спланируем жизнь своего школьника. Наш эксперт – заведующая лабораторией гигиены обучения и воспитания НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «НЦЗД» Минздрава РФ, доктор медицинских наук, профессор Марина Степанова.

По науке

Посильные нагрузки определяет НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «НЦЗД» Минздрава РФ, а государство закрепляет эти нормы в СанПиН. Так, в 5 классе, например, при пятидневной рабочей неделе у детей не может быть в эту самую неделю больше 29 уроков. При шестидневной – больше 32 уроков. В 6 классе при пятидневке должно быть 30 уроков, при шестидневке – 33. И никакие гимназии и лицеи не могут закладывать в расписание нагрузку выше допустимой.

Норма на приготовление уроков дома для учеников 5-6 классов – 2-2,5 часа. Значит, задавать на дом больше, чем можно сделать за это время, нельзя.

Пяти-, шестиклассники не могут спать меньше 9,5-10 часов без вреда для здоровья. Они должны пробежать, пройти, проскакать за день около 7 км. Причём 3 км за те часы, что находятся в школе! Иначе дети просто не выдержат тех статических и психоэмоциональных нагрузок, которые им приходится переносить во время уроков. Проще говоря, не смогут спокойно сидеть, слушать, вникать, запоминать.

Гулять им полагается каждый день не менее 3 часов.

Замерьте нагрузки

Справляется ли ваш школьник со всеми умственными нагрузками, что вы из благих побуждений на него навалили, или его здоровье от этих нагрузок трещит по швам, можно определить по некоторым косвенным признакам.

Ребёнок не может вечером долго заснуть, хотя зачастую ложится спать позже положенного времени. Младшешкольник хочет спать днём, хотя уже задолго до поступления в школу от дневного сна отказывался.

Садясь за домашние уроки, не может сразу сосредоточиться – долго копается, перебирает бумажки, карандаши, ищет учебники... Учителя жалуются, что на уроках он вертится, не слушает объяснений, на вопросы отвечает невпопад.

Аппетит стал плохим. Ребёнок отказывается есть перед школой, в лучшем случае берёт завтрак с собой. Последите за его весом! Одно исследование наших физиологов показало, что 60% московских первоклассников от переутомления похудели к концу первой четверти. А ведь дети растут, они должны постоянно прибавлять в весе!

Младший школьник стал чересчур возбуждённым, подвижным. А подросток постоянно грубит. Подвижность ребёнка – защита от перегрузок. А грубость в подростковом возрасте – признак эмоционального дискомфорта.

У ребёнка часто болит голова, может подняться артериальное давление. Скачками давления от перегрузок особенно страдают девочки. При норме верхнего показателя в 80–100 мм рт. ст. у младшеклассника от непосильной школьной нагрузки давление может подняться до 115–120.

Ребёнок без конца простужается. Это тоже звоночек: не пора ли пересмотреть жизненные приоритеты – на первое место поставить не хорошие отметки, а крепкое здоровье.

Важно!

Нагрузки лицеев и гимназий противопоказаны:

- больным бронхиальной астмой;

- детям, с функциональными нарушениями желудочно-кишечного тракта – эти нарушения плохо лечатся и почти всегда переходят в хроническую патологию;

- тем, кто страдает функциональными отклонениями сердечно-сосудистой системы, невротическими расстройствами, нарушениями зрения;

- детям, которые простужаются 5-6 и более раз в год.

АиФ
Источник:  Упрямые факты №35 (503) 06.09.2016
Короткая ссылка на новость: https://www.upfa.ru/~uNbWz