Разбираем фосфогипс на строительство домов и дорог

16 Января 2017
В конце 2016 года в балаковском ТЮЗе прошли общественные слушания по проекту увеличения высоты отвала фосфогипса АО «Апатит». В начале мероприятия было зарегистрировано 237 его участников, о чём объявил Дмитрий Поперечнев, 1-й замглавы администрации БМР, он же председатель рабочей группы по данному вопросу. К концу заседания им же было объявлено о 266 участниках заседания. Но это ничего не меняло: количество и качество на такого рода народных собраниях ровным счётом ничего не значат.

Для основных докладчиков дали по регламенту не более 15 минут, но предварительную продолжительность заседания никто не озвучивал, как будто зная, что надолго оно не затянется. Как и подобает, перед выступлениями продемонстрировали небольшой фильм о заводе, в котором вкратце, но довольно внятно рассказали, как работает производство. Потом эстафету рекламы принял Сергей Смирнов, 1-й замдиректора УО по БФ АО «Апатит». Он напомнил, как в своё время заводчане перекрывали шлюзовой мост, потому что им не выплачивали заработанное.

– Теперь это не тот завод. Нынче он реализует свою продукцию во многих странах мира, – пояснил Сергей Владимирович.

Фосфогипс, о котором шла речь на слушаниях, получается при производстве фосфорной кислоты. Сама кислота идёт на производство удобрений. Фосфогипс складируется в отвалах. Растут объёмы производства – растут отвалы. И если они вырастут с 60 до 100 метров – город якобы не пострадает.

– Наоборот, – убеждал Смирнов, – это будет означать стабильность зарплат, налогов и, что немаловажно, реализации социальных проектов.

Возникает вопрос: почему «будет», если производство работает, отходы есть и они продолжают вывозиться в отвал, независимо оттого, прошёл проект общественные слушания или нет? Неужели быковоотрогские или балаковские жители станут еженедельно гонять к отвалам, измерять их высоту или считать машины, которые фосфогипс туда тоннами привозят?

Официально-сухим соловьём разливался Владимир Сыромятников, представитель «ВНИПИпромтехнологии» – института, который уже много лет занимается проектами, связанными с фосфогипсовыми отвалами. Владимир Тихонович продемонстрировал на экране, как отвалы выглядят сегодня, заявил, что с новыми технологиями укладки фосфогипса при формировании откосов никаких осыпаний и размываний не происходит. А в конце выступления выложил:

– В городе Воскресенске Московской области высота отвалов составляет 120 метров, – дескать, вот на кого Балакову надо равняться...

Прихожу домой, набираю в интернете название чудо-города и изумлённо читаю: «Воскресенск – один из самых загрязненных промышленных узлов Подмосковья. В Воскресенском районе расположен химкомбинат ВМУ – предприятие, загрязняющее окружающую среду. Оно же является наиболее опасным в экологическом отношении. За много лет своей деятельности комбинат насыпал белую гору фосфогипса высотой 80 метров и около 700 метров в поперечнике. Соседние водоемы отравлены. Жители на свои собственные деньги проводили экспертизы, которые показали, что в этих водоемах повышенная кислотность и повышенные показатели содержания фосфатов, фтора и всей другой гадости, которая стекает с полигона».

У нас, по всей видимости, всё по-другому. Об этом говорила Наталья Бахарева, главный эколог БФ АО «Апатит». Эколог утверждала (попробовала бы она сказать обратное!), что разработана программа экологического мониторинга состояния отвала, что по его данным проект с экологической точки зрения абсолютно безопасен. И вообще фосфогипс отнесён к отходам 5-го класса опасности, к коему относятся опилки, скорлупа от яиц, зола, керамика, бумага и мусор, который образуется в процессе уборки. Стало быть, в каждой семье стоит мусорное ведро с фосфогипсом и потому переживать нам всем незачем. Спасибо, Наталья Александровна, успокоила. Может, фосфогипс еще и полезен для здоровья? Смотрите не скажите это рыбакам, которые то и дело обнаруживают всплывшую вверх брюхом рыбу в Иргизе, протекающем рядом с предприятием. Последний такой тревожный сигнал от рыбаков поступил в июле прошлого года. Им было чем обеспокоиться – рыба должна была отнереститься, но погибла.

Дальше – больше. К трибуне вышел Сергей Коротковский, начальник отдела инжиниринга и промышленного дизайна СГУ им. Чернышевского. Он доказывал, что дороги, построенные с применением фосфогипса, безопасны. Что-то верится с трудом, и я имею в виду даже не экологическую безопасность, а чисто техническую. Ведь уже всем известно, что построенный с помпой, точнее, с применением фосфогипса участок дороги Балаково – Ершов разрушился гораздо быстрее, чем строился. Сколько миллионов выброшено в пустоту под пристальным оком местной и областной власти? Впрочем, о чём балаковцам и ершовцам печалиться, если это деньги не бюджетные! А чьи тогда? АО «Апатит», соответственно. И это совсем не смешно. Печально как-то, что миллионы оказываются выброшенными на ветер, а не вложенными в те же социальные проекты и программы.

Публика в зале несколько оживилась после выступлений так называемых содокладчиков, рядовых работников предприятия, утверждавших, что фосфогипс безопасен и от горожан не убудет, если отвал вырастет на 40 метров. Так ведь? На этот вопрос должно было ответить голосование, но в нём не было необходимости: ведь среди выступающих не было ни одного противника реализации проекта, ни одного возразившего всему этому фосфогипсовому батальону.

О гробовом молчании местных экологов и природоохранителей ещё долго будут напоминать фото, сделанные в этот день: на сцене был установлен муляж фосфогипсового отвала. Но похож он был на могилу, в которой похоронены борьба и противостояние когда-то активных балаковцев.

Т. СУХОВ
Источник:  Упрямые факты №2 (521) 17.01.2017
Короткая ссылка на новость: https://www.upfa.ru/~epOc3