Штрихи к портрету молодого учителя

Штрихи к портрету молодого учителя
16 Февраля 2016
5 февраля под крылышком Балаковского профсоюза работников народного образования прошла необычная эстафета, в которой приняли участие школьные учителя из Хвалынского, Вольского и Балаковского районов, чей стаж профессиональной деятельности не превышает пяти лет. Как выяснилось, молодые педагоги собрались, чтобы не только обсуждать общие проблемы, но и блеснуть своим интеллектом и талантами.

В приветственном слове каждая делегация постаралась оригинально представить свой коллектив. Балаковцы на правах хозяев показали настоящий мини-спектакль, рассказывающий о жизни молодого учителя. Преподаватель русского языка и литературы из Вольска Татьяна Кулагина поделилась своими впечатлениями от первого года работы в школе. Никаких грустных нот – ей нравится, когда ученики равняются на нее и что она для детей является примером. А на заседании «Квадратного стола», названного так за прямоту и «неудобность» поднимаемых тем, 15 молодых педагогов пытались создать портрет современного молодого специалиста.

Потом организаторами была проведена небольшая викторина. Всех участников разбили на три команды, и они должны были проиллюстрировать один из вопросов, доставшихся им в конверте. Когда молодые специалисты презентовали свой материал, они рассказали много интересного. Так, Дарья Фролова столкнулась с тем, что ее первый класс состоял из одних мальчиков. Она пояснила, что по новым веяниям в некоторых школах, в порядке эксперимента, вводится программа раздельного обучения. «Я так рада, что мне достался такой «мужской» коллектив. Они меня чуть ли не на руках носят», – гордо сообщила девушка. А вот родители на первом родительском собрании сразу же начали нападать на нее: «Вы такая молодая, чему вы можете научить наших детей?». Но Даше удалось убедить их в своей компетентности.

Участники эстафеты делились своим опытом. «Немало вопросов возникает, когда приходишь на самый первый урок, – сказала Дарья Форолова, – дети тебя разглядывают словно под микроскопом и ждут, как ты себя проявишь». «И тут главное – не оплошать», – подключились к разговору более старшие коллеги. «Учителю нужно уметь проявлять находчивость и смекалку, можно даже выкинуть что-нибудь этакое, чего от тебя никто не ожидает, – сообщила учитель географии СОШ № 3 Надежда Архипова, – тогда автоматически ты у детей становишься авторитетом, ведь подсознательно они любят все новое и нестандартное. Когда я вошла первый раз к семиклассникам, все ученики стояли на стульях, и я так опешила – даже не знала, что говорить. Тогда я сделала что первое пришло в голову: забралась на стол и просто встала. И надо же – весь класс замер, дети тихонько стали слезать со стульев и дальше урок пошел как по маслу. Теперь, когда я вхожу после звонка в класс, а ребята еще шумят, то просто авторитетно и громко говорю: «Я здесь», и все замолкают».

Учитель Сергей Хусанов поделился своими наработками в области информационных технологий. Он рассказал, что есть очень полезные образовательные интернет–сайты, при помощи которых ребята изучают предмет, а чтобы закрепить пройденный материал, составляют и разгадывают кроссворды. Выполнив задание в интернет-программе, результаты можно отправить на проверку учителю для выставления оценок. «Ребятам это очень нравится. Главное, самому учителю не лениться и создавать интересные материалы», – сказал он.

Ведущие интересовались у молодежи: может ли каждый стать педагогом или все-таки это призвание? Все сошлись в едином мнении, что к преподаванию изначально должна быть предрасположенность, как и к любому другому роду занятий. Так, Сергей Хусанов считает, что дети лучше интересуются предметом, когда учитель даст им правильную мотивацию. «Детям интересно, когда ты собственным примером показываешь, что и как нужно, – поддержал коллегу учитель физкультуры. – Они должны знать, ради чего учатся и к чему им нужно стремиться, а иначе толку не будет».

Участникам был задан вопрос: «Как отвлечь ребенка от электронных устройств?». Посыпались мнения: «отнимать», «запрещать», «наказывать», но никто не сказал, что урок нужно вести интересно, ведь тогда детям даже в голову не придет отвлекаться.

Обсуждалось отношение к электронным учебникам. Ольга Винихина из Хвалынска сказала, что дети очень мало читают, порой не могут связать два слова, и даже столкнулась с такой проблемой, что младшеклассники не знают, как переворачивать страницы обычной книги. От чрезмерной увлеченности компьютерами, телефонами и планшетами дети могут запросто посадить зрение, а от тяжести учебной литературы, таскаемой каждый день в школу, у растущего организма возникают проблемы с позвоночником. Для снятия лишней нагрузки она предложила такой вариант: «Было бы здорово, чтобы в школу ученики ходили только с тетрадками, а там им выдавали учебники, дома также у каждого должен быть учебник».

Серьезные дебаты возникли при обсуждении школьных программ, которых великое множество, единого же образовательного стандарта нет. Поэтому ученики разных школ занимаются по разным программам, а их родители сравнивают и спорят, чье же образование лучше.

Молодые учителя наперебой рассказывали, как тяжело приходится новичку в этой профессии, что заполнение различных отчетов и прочих документов занимает так много времени и сил, что на основную работу их уже не остается. Может быть, поэтому в команде, где был учитель русского языка и литературы, на плакате красовалось слово, написанное аж с двумя грамматическими ошибками? Такая безграмотность неприятно царапнула.

Д. ЛОРЕНЦ
Источник:  Упрямые факты №6 (474) 16.02.2016
Короткая ссылка на новость: http://www.upfa.ru/~sQsLA