Выборы-2016. взгляд изнутри

19 Сентября 2016
Прошли выборы, многие вздохнули с облегчением, кто-то наверняка, с сожалением. А мне, как человеку активной гражданской позиции всегда хотелось узнать, что там, с другой стороны баррикад, и в этом году такая возможность мне представилась – в составе одной из участковых избирательных комиссий.

Как теперь мне стало понятно, комиссия должна быть мобильной, слаженной, чётко выполняющей указания ТИК группой, и что очень важно – люди в ней должны быть взаимозаменямыми. Один задержался на работе, позвонил другому члену УИК, – и тот успевает раньше приехать.

Затем наступает «учебная» полоса: в центральном штабе (в мэрии) проходят семинары. Туда приглашаются и те, кто в комиссиях работал раньше (можно же всё забыть!), и новички «выборного дела». Мне раньше казалось, что всё просто: нужно уметь быстро считать, купить калькулятор – и вся недолга. А пришлось учиться заполнять документы строгой отчётности, например, открепительные удостоверения. На семинарах всё детально объясняют, показывают на экране, а «ученики» всё равно делают ошибки в специально предусмотренных пробных вариантах, и это нормально. Открепительных, конечно, пришлось выдавать не так много, но они были, и это означало: балаковцы, которые знали, что в день выборов на свои избирательные участки прибыть и проголосовать не смогут, продумывали и вариант голосования на других участках. Число таких избирателей тоже играло определённую роль в общей картине подсчётов.

СУЕТА СУЕТ

За две недели до дня голосования начинаются дежурства: на участках всегда кто-то должен работать, решать возникающие вопросы с избирателями. На все участки устанавливается оргтехника: компьютеры, принтеры, ксероксы. Нужно распечатывать и размещать указатели на помещения комиссий, удостоверения членов УИК, вывешивать выборные транспаранты. В ТИК комиссии получают стопки больших листов – списки избирателей, по ним от руки заполняются бланки пригласительных, которые нужно доставить избирателям. Это вообще отдельная история, потому что не всякому нынче принято открывать двери подъездов. Если откроют – это большая удача. Если нет – будешь стоять, пока кто-нибудь из жителей не пойдёт домой, или не выйдет их дома с собакой погулять.

БЮЛЛЕТЕНЕВЫЙ БУМ

Когда избиратели приходят голосовать, они получают бюллетень, ставят галочку и больше ни о чём не задумываются. Это заботы членов комиссии. Они сначала получают бюллетени в ТИК. Значит, нужно их все пересчитать. А я думаю: какой-то странный гул стоял в мэрии на 4 этаже: в зале заседаний одни распаковывали тяжёлые пачки, другие шелестели бюллетенями, и шептали, как заклинание: «раз, два... не хватает....», «считаем снова... пятьсот... ур-ра – есть!»

Наша комиссия получала и пересчитывала 3 тысячи бюллетеней. Сначала мне стало понятно, для чего бухгалтеры используют специальные приспособления для смачивания пальцев – при подсчёте они сохли мгновенно. Потом выяснилось, что значит умение отключаться от внешних звуков. Представьте себе: вы считаете шёпотом, и ещё 50 человек тоже считают, причём, и шёпотом, и в полный голос. А кто-то вообще кричит: у кого ножницы и скотч? Потом все, как могут, снова запаковывают тугие пачки бюллетеней и отвозят на свои участки. Для меня, кстати, человека с неплохой физической подготовкой, нести 30 кг неудобного груза было нелегко. Неудобный он был потому что было два вида бюллетеней, разных по размерам и по весу. Так что, пометьте там себе: член избирательной комиссии должен быть и физически сильным, т. к. на участке бюллетени положено хранить в сейфе, который на участок тоже надо принести. Сейф охраняется полицией с момента доставки бюллетеней на участок, но они не просто лежат. На каждый их них нужно наклеить марку, под марку поставить подписи двух членов УИК, а потом печать. Три тысячи печатей поставил, и на следующий день руку не поднять. А день выборов всё ближе.

НЕ УЮТНО, А ПО СХЕМЕ

Теперь зал голосования. Нужны столы и стулья для комиссии, для наблюдателей, для председателя комиссии и секретаря. Всё расставить и всех рассадить не просто, чтобы всем было удобно, а по специальной схеме. Это проверяется ТИК. Теперь о кабинках и урнах для голосования. Это разборные конструкции, они предоставляются, но вопрос, как их собрать? Нужны мужчины в комиссию, или женщины тащат на участки своих мужей, а им это надо? А с детьми кто дома будет сидеть? Надо приготовить и переносные ящики для голосования, и кто-то должен всё время принимать звонки тех, кто не может прийти на выборы. Это избиратели, прикованные к постели, передвигающиеся на костылях и т. д. В общем, уходит на все оргвопросы уйма времени и сил, и это до выборов. Когда избиратели приходят голосовать – всё кажется чинным и благородным.

С ПРАЗДНИКОМ, ИЛИ ДА НУ, ВАС...

Для кого-то выборы – это действительно, праздник. Прям с каким-то воодушевлением приходят люди реализовать своё конституционное право, поздравляют друг друга и членов участковой комиссии. Улыбаясь, мы их тоже поздравляем взаимно. Но нет-нет, попадётся кто-нибудь, что чуть ли не матом: «С каким праздником-то? А-ааа, с этим...Очередных толстосумов выбираем». Чего только не наслушаются на участках. Нам обидно, конечно, но приходится проглатывать: не до споров сейчас, не время отношения выяснять. Любые скандалы мы должны гасить на корню. Все 12 выборных часов. В 20.00 все участки закрываются и начина-ааается второй этап документально-считабельной работы. Он самый сложный потому что все уже устали, а нужно считать, глаза закрываются, а приходится заполнять списки избирателей. Внимательно, точно, потому что малейшая ошибка в сведениях приводит к тому что все члены комиссии вынуждены снова пересчитывать свои данные. Снова всё суммируется.

СЧИТАЕМ МОКРЫМИ РУКАМИ

Самый ответственный этап – вскрытие урн для голосования, подсчёт голосов. В одном бюллетене 12 позиций, в другом 14. Не успеваем мочить пальцы, снова и снова пересчитывая одни и те же стопки бюллетеней. Глаза в разбег, но всё равно успеваем отшвыривать недействительные: с галочками по всем позициям, или с двумя галочками в одном бюллетене. Их в отдельную стопку. Получается немало. Снова цифры должны сходиться: в идеале число бюллетеней должно совпадать с количеством проголосовавших. И из-за одного бюллетеня всю эту кучу приходится пересчитывать не один, и не два раза. Иногда и этого недостаточно. Закончиться это может и за полночь, и к утру. А потом всё это упаковывается, пломбируется и отвозится в ТИК, и ещё куча актов и протоколов нужно заполнять, чтобы отчитаться.

Вы не подумайте, что я жалуюсь на тяготы. Просто мне очень хочется, чтобы каждый представлял, какая огромная работа предшествует тому, чтобы хотя бы один избирательный голос был учтён в ходе выборов. И как больно мне теперь понимать, что бюджетные средства из-за испорченных кем-то бюллетеней, потрачены напрасно.

Т. СУХОВ
Источник:  Упрямые факты №37 (505) 20.09.2016
Короткая ссылка на новость: http://www.upfa.ru/~1uzTE