Кому предписан нашим веком скоростной режим

Кому предписан нашим веком скоростной режим
2 Сентября 2019
20 августа состоялось официальное открытие международного аэропорта «Гагарин» близ с. Сабуровка. Грандиозное событие для жителей Саратовской области, а для балаковцев в особенности, поскольку накануне открытия новой воздушной гавани туда прилетел председатель Госдумы Вячеслав Володин и велел инвесторам не расслабляться, потому что и в Балакове им придется строить аэропорт.

Весть о возможном строительстве аэропорта в нашем городе мгновенно облетела все местные и областные СМИ. Балаковцы, любители путешествий, конечно, возликовали. Но думается, что радость их была ох как преждевременна.

Новый саратовский аэропорт рассчитан на миллион пассажиров в год. Наберется ли столько, чтобы «Гагарин» получал необходимую для обслуживания авиарейсов прибыль? Это вопрос не только времени, но и тарифов. Первые пассажиры уже ведут свои скрупулезные подсчеты. Например, билет на рейс из Москвы обошелся одной из первых пассажирок в 8 тысяч рублей. Плюс такси в Саратове 1200 и в Москве 1700. Такси – потому что самолет прилетел в 2 часа ночи, когда автобусы и электрички не ходят. Получилось почти 11 тысяч. Теперь о драгоценном времени: дорога в аэропорт – 1 час, прибыть на регистрацию нужно за час до вылета плюс 1,5 часа лёта. Невыгодно, утверждает пассажирка: «Уж лучше воспользоваться поездом, лечь на полку, потыкать в телефончик и поспать». В 8 тысяч рублей в сентябре можно уложиться, приобретая железнодорожные билеты в купейный вагон в Москву и обратно. Желающие летать, конечно, были, есть и будут, в том числе и среди балаковцев. Но во сколько им обойдётся такси к ночному самолёту из «Гагарина»? В приложении пишут, в 2 315 рублей. Автобус из Балакова в аэропорт, может быть, и есть, но он один и не ночью! Ехать на своей машине ещё затратнее: на длительной стоянке машиноместо обойдётся в 500 руб./сутки. На временной стоянке – в 200 руб./час! В общем, всё для людей.

Многие горожане застали времена, когда у нас был свой аэропорт, даже два: старый и новый. «Новый» начал работать в 1985 году и поражал всех своей знаменитой ВПП (взлетно-посадочной полосой) в 2,5 км. Она могла принимать практически все имевшиеся тогда в России авиалайнеры, вплоть до тяжеленного «Руслана». И принимала. У нас приземлялись самолеты 15 направлений! Но начались 90-е годы реформ, взлета цен и падения доходов. К концу 90-х самолеты из Балакова на Москву еще раз в неделю летали, но в салоне было 2-3 пассажира максимум. Здание аэропорта так и не было достроено. Окончательно аэропорт был закрыт в 2001 году, как заявил тогдашний губернатор области Павел Ипатов, «в связи с банкротством авиапредприятия». Всё, что нельзя было продать с молотка – ВПП, перрон и ограждение, пришло в негодность. Видимо, этот объект и попытается реанимировать региональная власть.

Сначала давайте помечтаем: вдруг экономика в регионе и в Балакове начнет подниматься с колен, а вместе с ней вырастет у балаковцев зарплата – и тогда, да, свой аэропорт под боком нам не помешает.

Но спустимся на землю: с чего бы ей подниматься-то? Вспомните «Северсталь – Сортовой завод Балаково» – один из самых современных промышленных объектов на земле балаковской. Первую плавку он выдал в 2014 году, а в 2019-м... был продан Абинскому электрометаллургическому заводу. Что не так пошло у местной металлургии? Судя по слухам, новое руководство завода первым делом усилило отдел сбыта. Что мешало прежнему владельцу набрать отряд менеджеров, нам неизвестно. В конце концов, он распорядился предприятием так, как ему заблагорассудилось.

Вспомним также, как у нас строился мост Победы. Первый камень, символизирующий начало строительства второго мостового перехода, был заложен в 2003 году, а финансирование строительства началось лишь в 2009. Тогда журналисты не смогли отыскать место закладки того самого первого камня – целых 6 лет прошло! А ведь мост Победы был городу необходим из соображений безопасности. Островную его часть с «материком» связывал лишь шлюзовой мост – с одной стороны и тоннель Саратовской ГЭС – с другой. Дорожное полотно на шлюзовом мосту всегда пребывало в удручающем состоянии, малейшее ДТП вызывало транспортный коллапс. Когда в 2015 году открывали второй мост, обещали в ближайшее время построить и вторую очередь мостового перехода. Это автотрасса, которая должна соединить мост Победы с шоссе Королёва, но воз и ныне там.

Поэтому, даже если решение о строительстве аэропорта в Балакове будет принято окончательно и бесповоротно, начнутся другие песни. Например, «где нам взять деньги на строительство?», как это было с мостом Победы. Или про рост цен на авиационное топливо, из-за которого в прошлом году 5 крупных российских авиакомпаний ушли в минуса.

В «Гагарине» после первого дня работы количество рейсов сократилось, ёмкость перевозок снизилась с 522 до 316 пассажиров в сутки. Оказывается, ФАС заложила тарифы, которые оказались значительно выше, чем у старого аэропорта «Саратов Центральный». Так, тарифы на обслуживание пассажиров увеличены в семь раз, сбор за предоставление аэровокзального комплекса – в 4,7 раза, а к 2023 году он станет в девять раз больше (на международных линиях вырастет в 13 раз). Аэропортовые сборы наряду с тарифом авиакомпании включены в стоимость авиабилета.

Т. СУХОВ
Источник:  Упрямые факты №35 (656) 03.09.2019
Короткая ссылка на новость: https://www.upfa.ru/~2cuHU