На удалении от образования

16 Ноября 2020
Если весенний переход школьников на дистанционное обучение был воспринят родителями достаточно спокойно, то последнее постановление регионального правительства на этот счет множество родителей приняли в штыки. Причем протест этот стал носить публичный характер.

В областном центре родители, недовольные дистанционкой, объявили День тишины, призвав не позволять детям заходить на онлайн-платформы. Они утверждают, что выбирали образование с живыми учителями и бумажными учебниками и тетрадями. Некоторые вышли даже на одиночные пикеты с лозунгами «Верните детей в школы». Решение об удаленном обучении активисты родительского надзора назвали «популистским, не обоснованным медицинскими и эпидемиологическими показаниями».

Тем временем некоторые мамы и папы, напротив, хотят перевести детей на дистанционное домашнее обучение, но им в этом отказывают.

Как утверждают в министерстве образования области, у родителей есть право организовать своим детям «удаленную школу». Для этого нужно обратиться к руководству образовательного учреждения с заявлением, и там его должны рассмотреть. В таком случае образовательное учреждение может предложить ребенку индивидуальный план занятий по заочной форме. Правда, чиновники от образования никак не поясняют, обязана ли школа идти навстречу родителям в этом вопросе и в каких случаях предусмотрен отказ.

А как же «вышка»?

Если общеобразовательная школа еще имеет какое-то единообразие в подходе к обучению, то высшее образование становится полем, которое практически никто не контролирует. Сеть заполонили объявления с призывами в короткие сроки получить диплом вуза, причем даже не имея свидетельства ЕГЭ. Так называемые университеты вмещают в себя, кажется, всю вселенную знаний, в одном вузе объединяются факультеты дизайна, маркетинга, гостиничного сервиса, спортивного менеджмента, юрфак, факультет психологии, лингвистики и т. п. – предлагается обучение по всем программам, которые можно только вообразить.

Не получится ли так, что в условиях пандемии такой бизнес от образования расцветет пышным цветом?

Онлайн-курсы и обучающие цифровые платформы смогут официально получить лицензию на образование. С 1 января 2021 года вступает в силу новое положение о лицензировании образовательной деятельности. Пока срок его действия ограничен одним годом. Организации, использующие исключительно электронные или дистанционные технологии обучения, теперь могут не предъявлять заключение о соответствии помещений и оборудования санитарным нормам. Это существенное снятие барьеров для развития онлайн-образования в стране. Упрощаются механизмы лицензирования и аккредитации, так как многие существовавшие ранее требования на сегодняшний день избыточны, уверены авторы нововведения.

При этом эксперты не опасаются, что дипломы начнут раздавать направо и налево. Речь в новых правилах идет не о вузовском обучении, а о дополнительных программах переобучения, повышения квалификации, языковых курсах и т. п. Для выдачи вузовских дипломов нужна аккредитация, а ее не получить без наличия материально-технической базы.

Образовательное сообщество в целом весьма благосклонно относится к нововведению. По мнению менеджеров от науки, организовать процесс обучения и, главное, контроль на экзамене удаленно совсем не сложно.

Что скажет закон?

Что касается дистанционных программ в вузах, то пока их наличие регламентируется действующей редакцией закона «Об образовании в РФ» от 2017 года. Минобразования еще только собирается утвердить перечень специальностей, по которым не допускается исключительно дистанционное обучение. Так что происходящие сейчас тектонические сдвиги в образовании еще не имеют четкого законодательного подкрепления.

Между тем до пандемии рынок онлайн-образования в России рос примерно на 17-25% в год. После объявления карантина число пользователей образовательных платформ увеличилось в 6-10 раз. В сети люди изучают маркетинг, дизайн, менеджмент и управление, IT-технологии и, конечно, иностранные языки.

Если говорить о сторонниках и противниках «тотального дистанта» в школах, то здесь родители настроены более враждебно, чем сами дети, по крайней мере старшеклассники.

Больше половины старшеклассников согласны, что на дистанционном занятии не обязательно включать веб-камеру, так что учителя можно слушать, не вставая с постели. 50 процентов отмечают, что никто не заметит кратковременного отсутствия ученика на занятии.

Что ж, у онлайн-образования есть как сторонники, так и противники. В свое время не меньше споров вызывал переход на совместное обучение мальчиков и девочек. Сфера получения знаний меняется, и гораздо стремительнее, чем можно было предположить еще недавно. Как в любом новшестве, на пути к оптимальной удаленке будет набито много шишек. Но от телеобразования, как от телемаркетинга и телемедицины, в век интернета, похоже, никуда не деться.
Короткая ссылка на новость: http://www.upfa.ru/~3uCYs