Профессия души

Профессия души
25 Сентября 2018
27 сентября отмечается День воспитателя и всех работников дошкольных учреждений. Накануне профессионального праздника мы пообщались с воспитателем детского сада № 6 Галиной Ильяскиной (на фото) – победителем муниципального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Воспитатель года-2018».

В педагогику Галина Валерьевна пришла тринадцать лет назад, сначала работала в училище, последние шесть лет – в детском саду. Говорит, что тяга к педагогике появилась у нее с юных лет.

– С детства мне хотелось быть учителем, нравилось чему-то учить. Когда мы играли в школу, я всегда была в роли учителя, причем любого предмета, начиная от математики и заканчивая музыкой. Позже я, конечно, поняла: чтобы чему-то учить, нужно обязательно обучиться самому, – рассказывает Галина Ильяскина.

Главное для воспитателя – любить и уважать детей

– Надо любить детей, причем любого возраста, – считает Галина Валерьевна. – Да их и невозможно не любить. Когда вы целый день находитесь с ними, они становятся как родные. Если же не любите, то нечего делать в педагогике вообще, дошкольный вы педагог или школьный. Еще обязательно должно быть желание дать что-то детям, научить их всему, что можешь. И, разумеется, детей нужно уважать. Если ты не испытываешь к ребенку уважения, то ничему не удастся его научить, – говорит она.

Все это вкупе, видимо, и позволило ей сохранить теплые отношения со своими выпускниками. Некогда дошколята, а теперь уже школьники, они заходят в садик почти каждый день, рассказывают воспитателю о своих успехах, хвастаются победами.

– Мне конечно приятно, я за них рада. Думаю, любовь к ним в детском саду дает ребятам ощущение тепла и уюта, поэтому их сюда тянет, иначе бы не приходили, – улыбается Галина Валерьевна.

Компромисс найдем всегда

Бытует мнение, что раньше дети были другие. Интересуюсь, согласна ли она с этой точкой зрения.

– Меняются родители, а не дети, – такое мнение у Галины Валерьевны. – Каждое поколение родителей как-то проще относится к своим детям. Если раньше мы считали, что, когда отдаем ребенка в школу, он уже должен уметь читать и писать, то сейчас такого мнения придерживаются немногие родители. Да, есть такие, что целенаправленно ведут своего ребенка к какой-то конкретной цели, водят его уже в пятилетнем возрасте на подготовку к школе. Честно говоря, я против этого. На ребенка ложится такая колоссальная нагрузка, что, когда он придет в школу, ему учиться не захочется. Считаю, у ребенка должно быть детство, то есть процесс познания и развития должен идти параллельно с его основной деятельностью – игрой. Все знания лучше усваиваются в игровой форме, без упора на обучение. Но есть родители, которым ничего не надо, и очень обидно, когда они даже не замечают достижений своего ребенка. А ведь успехи требуют поощрения: если ласковое слово сказать ребенку, похвалить его, поцеловать лишний раз, для него это ощущение большой победы. Он и потом будет стремиться к ней. Это и есть система развития, на мой взгляд. Дети всегда растут с тягой к познанию, желанием учиться, узнавать что-то новое, а вот родители, к сожалению, в последнее время не всегда заинтересованы в этом, – признается Галина Ильяскина.

Интересуюсь, как удается сохранить мир в группе, ведь наверняка не обходится без споров и разногласий.

– Конечно, не обходится, все дети разные и все во главу угла ставят свои интересы, поэтому мы их учим прислушиваться к другим, учим замечать каждого и учитывать интересы каждого. Получается, конечно, не с первого раза, очень много времени уйдет, прежде чем они к этому придут, а пока мы помогаем им наставлениями и рекомендациями. Я учу их решать все споры мирно, без кулаков и вижу, что они действительно учатся. А когда не получается, то воспитатель поможет, вмешается в ситуацию как третье независимое лицо, и мы вместе все исправим, найдем компромиссное решение, чтобы было хорошо всем, – уверяет она.

Первое участие – и сразу победа

Галина Ильяскина признается, в конкурсе такого масштаба она участвовала впервые.

– Меня убедили, что я могу и должна попробовать поучаствовать, за это я благодарна нашим руководителям, сама бы, наверное, не решилась. На конкурсе я представила на суд жюри новую технологию позитивной социализации, которая уже третий год внедряется в нашем детском саду. Поскольку я в этой технологии уже освоилась, мне сказали, давай попробуем передать этот опыт другим.

Конкурс проходил в три этапа: заочный и два очных. Первый – это мастер-класс, где мы передавали свой опыт работы в данной технологии, а в финале – публичная лекция. Было много переживаний, волнений, но я справилась и смогла победить. Следующим был региональный этап, в нем я, к сожалению, не выиграла, не смогла справиться с эмоциями, разволновалась. В планах участие в другом конкурсе с этой технологией. Я считаю её нужной и важной, и чем больше людей о ней узнают, тем будет лучше и нам, и нашим детям. Когда до детей донесешь всю значимость уважения к другим, они смотрят на своих же друзей по-другому. Сейчас у ребят такой возраст, когда они все впитывают как губка – что мы сейчас в них заложим, то и получим на выходе, – говорит Галина Валерьена.

Уважай других, и уважение придет к тебе

По технологии позитивной социализации на первый план выходит приобщение детей к жизни в обществе, мысль о том, что они должны замечать друг друга. Не только свои интересы ставить во главу угла, но и других. Мы живем не одни в этом мире, вокруг нас всегда люди – со своими интересами, привычками, и со всеми мы должны жить в гармонии, чтобы и самим нам было комфортно, и другим рядом с нами. Ребенок должен понимать: в первую очередь нужно уважать окружающих, тогда и к нему придет уважение с их стороны.

– Например, у нас есть игра «Зрительный зал». Она учит детей заявлять о проблеме и решать ее. Используем игру мы при просмотре видеороликов, мультфильмов или чтении художественной литературы. Дети садятся “зрительным залом”, то есть друг за другом, и вот если перед ребенком оказывается зритель выше его ростом, то ему ничего не видно. Некоторые будут сидеть и думать: «ну не видно и не видно, посижу и так», а по этой технологии я учу их не молчать: если тебе не видно, ты должен сказать об этом, – рассказывает Галина Валерьевна. – Например, говорю: «Лизавета, а тебе точно видно за Мишей, он высокий, на голову выше тебя?», и тогда она признает: «Да, мне не видно». Сначала очень неуверенно, а затем, если случается вновь такая ситуация, она уже высказывается увереннее. В результате получаем ситуацию, когда не только сама Лиза говорит о неудобстве, но и Миша заявляет: «Лиза опять сидит сзади меня, ей не будет видно, давайте мы с ней поменяемся». Вот это и есть позитивная социализация. Этот навык пригодится им и в дальнейшем – например, в школе.

Просите ребенка о помощи

По словам дошкольного педагога, технологию могут применять и родители в общении со своими детьми.

– Сейчас большинство родителей воспитывают своих детей по принципу «ты звезда, и все только для тебя, а мы, родители, уж как-нибудь». Я считаю, уже с ранних лет следует прививать ребенку мысль, что он опора, помощник, мама не прислуга. Мама может помочь, но и ты будь ей помощником. Родителям мы советуем, чтобы они обязательно просили детей о помощи – в детстве они оказывают ее с удовольствием. И надо делать все, чтобы сохранить в них это чувство, – говорит Галина Ильяскина.

Д. ВАДИМОВА
Источник:  Упрямые факты №38 (608) 25.09.2018
Короткая ссылка на новость: http://www.upfa.ru/~V7IEU